Её имя знакомо нескольким поколениям школьников и родителей. Маргарита Рудольфовна Сурнина — педагог с более чем полувековым опытом, выпускница легендарного Ленинградского педагогического института имени Герцена. Она преподаёт физику и математику так, что даже у тех, кто всегда боялся формул и задачек, начинают «зажигаться глаза».
28 лет работы в школе, четверть века в репетиторстве, сотни учеников, десятки олимпиадных победителей и поступлений в ведущие вузы страны — МГУ, СПбГУ, МФТИ, Бауманку, ВШЭ, ИТМО.
— «Я училась ещё в Советском Союзе, окончила Герценовский институт. Это всегда был очень сильный вуз, один из лучших в стране. Получила образование по физике, математике и астрономии. Долгие годы работала в школе, готовила учеников к олимпиадам — многие становились победителями всероссийского уровня. А потом ушла в репетиторство, и вот уже 25 лет занимаюсь индивидуальной и групповой подготовкой школьников».
«Экономия усилий» и её цена
— «За последние пять лет число сдающих ЕГЭ по физике сократилось почти вдвое» — в словах Маргариты Рудольфовны звучат тревожные нотки. — «Экзамен считается слишком сложным, и дети выбирают информатику — она объективно проще, там реально набрать и 100 баллов. Её вывод: школьники «экономят усилия» на старте, но платят за это очень высокую цену в университете.
— «Информатику можно освоить уже в вузе. А физика — это основа технического мышления. Если школьную базу не заложить, вузовская физика становится непреодолимым барьером».
Методика: от конспектов Шаталова до Quizlet
В своей работе она соединяет советскую школу и современные технологии.
Опорные конспекты — её особая гордость.
— «Повторение я превращаю в игру: мы используем платформу Quizlet, где ребята закрепляют формулы через карточки и викторины. Для младших школьников есть „Я-класс“, где задания формируются индивидуально для каждого».
Результаты и философия успеха
Истории её учеников часто начинаются с отчаяния: «ниже порога», красные строки в пробниках. А заканчиваются уверенными 80–90 баллами на ЕГЭ.
— «Я всегда подчёркиваю: это работа 50 на 50. Моя часть — объяснить, структурировать, направить. Вторая половина — ответственность самого школьника. Если он готов трудиться, результат обязательно будет».
Эта честность подкупает. Она не обещает чудес без усилий, но всегда даёт инструмент, структуру и поддержку.
Учитель, который формирует мышление
Физика и математика в её интерпретации — это не сухие дисциплины, а школа характера. За формулами скрывается умение мыслить ясно, видеть закономерности, выстраивать логику.
Интервьюер Анастасия Закирова
