Героини журнала

Людмила Загуменнова — экзамен — лишь путь на длинной дороге

Она могла бы стать кем угодно, но судьба, кажется, всегда держала её за руку и вела по одной дороге — дороге учителя. В семье Людмилы Вадимовны педагогика передавалась по наследству: мама, бабушка, прадеды — все стояли у школьной доски.

«Я пыталась сбежать, — признаётся она, — но каждый раз возвращалась».

Первый ученик появился у неё ещё на втором курсе Уральского государственного университета. Разница в возрасте — всего два года, но уже тогда Людмила Вадимовна объясняла, как писать сочинения, как находить мысль и облекать её в слова. С тех пор прошло больше трёх десятилетий, а сегодня её педагогический стаж насчитывает 36 лет.

Сегодня у Людмилы Вадимовны Загуменновой ученики от пяти лет и старше, живущие в разных странах. Кого-то она учит читать и писать по-русски, помогая сохранить культуру; кого-то готовит к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ и ДВИ. Её уроки — это микроскоп и перископ одновременно: внимание к деталям и умение видеть картину целиком.

— Мне интересны дети всех возрастов. Есть маленькие ученики за границей, которых я учу читать и писать, а есть старшеклассники, которых готовлю к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам. Главное в моей работе — научить думать. Я не просто даю материал, а ставлю задачи, которые развивают мышление, учат рассуждать, анализировать. Для младших школьников это постепенное развитие «умения размышлять», а для старших — умение самостоятельно подходить к сложным вопросам, работать с текстом и формировать собственное мнение.

В классе у неё часто звучат вопросы — не только к ученикам, но и к современности.

Какие проблемы современных школьников Вы видите?
— Во-первых, потребительский подход: если есть репетитор, ученик ждёт, что всё за него сделают. Во-вторых, потеря фантазии: дети выросли на готовых картинках, им сложно создавать свои образы, ещё сложнее — вербализировать их и, как следствие, писать сочинения. Добавьте к этому недостаток чтения — многие слушают книги вместо того, чтобы читать. Всё это снижает образное мышление, логику, способность анализировать текст и грамотность.

Ответ у педагога — в возвращении к литературе как к живому материалу для ума. Художественный текст становится лабораторией, где слово соседствует с фактами, а метафора — с точностью.

Как Ваша методика помогает решать эти проблемы?
— Я работаю через художественный текст, вводя новые слова, обсуждая их значение и строя метапредметные связи: немного истории, географии, ботаники, даже физики или математики. Это помогает детям развивать внимание к деталям, учит их анализировать события и составлять целостную картину текста. Старшеклассники учатся глубже понимать текст, замечать нюансы, правильно интерпретировать информацию, что особенно важно для подготовки к экзаменам.

Результаты фиксируются не только баллами, но и взрослением мышления.

Какие результаты демонстрируют Ваши ученики?
— Дети постепенно учатся мыслить самостоятельно, становятся внимательными к деталям, развивают критическое мышление и навыки анализа текста. Младшие школьники начинают с радостью размышлять, а старшеклассники — уверенно работать с текстами и заданиями, которые требуют глубокого понимания. Всё это формирует системное мышление, усидчивость и самостоятельность. Мои ученики сдают ГИА на высокие баллы, становятся призёрами и победителями олимпиад по русскому языку, лингвистике и литературе.

Её следующий шаг — онлайн-курсы в формате «перевёрнутого класса»: материалы к занятию ученик изучает заранее, а на уроке идёт работа с нюансами и сложными местами. Это экономит самое ценное — внимание — и учит самостоятельности. «Мне важно, чтобы дети видели личную ценность знания, — говорит Людмила Вадимовна. — Экзамен — лишь пункт на длинной дороге взросления».

Интервьюер Анастасия Закирова